2019: Городской работный дом и Дом трудолюбия


City Workhouse and Poor-house



Недавно нашел в Сокольниках, в Колодезном переулке довольно атмосферное место – бывший Московский электромеханический завод, на территории которого можно увидеть постройки Сокольнического отделения Городского работного дома и Дома трудолюбия – до революции 1917 года это было что-то типа исправительного приюта. Сейчас это прекрасное в своем абсурде пространство патриаршего подворья: развалины заводских цехов, кирпичные постройки XIX века, полевая кухня, розовые пластиковые сакуры и курицояйца, картины какие-то висят – так, что еще добавить? Рядом – конструктивистские кварталы, здания 1900-х годов бывшего «Коронационного убежища» – больницы имени Короленко, и лес-пруды-Яуза. В общем, будете рядом – посмотрите на что-то не совсем обычное.





Краткая история у места такая.

В начале XIX века эта земля, находившаяся тогда на набережной реки Яузы (её русло в 1911 году передвинули на восток), принадлежала купцу Чорокову, который построил здесь ситценабивную фабрику. В 1862 году участок приобрели купцы Борисовские и построили на нем сахарный завод.

В 1897 году территория со всеми постройками была куплена Московской городской управой и на ней расположилось Сокольническое отделение московского Городского работного дома.
Работный дом, существовавший на средства московских властей и частные пожертвования, представлял собой своего рода приют для нищих, пьяниц и попрошаек, доставленных полицией. Тут они работали в мастерских — столярной, кузнечной, слесарной, переплетной, а также занимались неквалифицированным трудом — клеили коробки и конверты, плели корзины, пришивали пуговицы.

В 1903 году работный дом был разделён на два учреждения — собственно работный дом, принимавший доставленных полицией, и дом трудолюбия для явившихся добровольно, в которых были отделения: женское, мужское, для престарелых нищих, детское и подростковое.

В 1913 году, благодаря деньгам одного из меценатов, Московская управа на основе детского и подросткового отделений дома трудолюбия организовала детский приют, который стал называться «Приют имени доктора Федора Петровича Гааза для малолетних призреваемых Работного дома и Дома трудолюбия». Под строительство нового здания приюта в стиле модерн была выделена земля между Оленьим валом и Яузой.

В 1915 году была заложена Церковь Иоанна Предтечи.

В советский период Городской работный дом и Дом трудолюбия был преобразован в Дом трудовой помощи, называвшийся Ермаковскими мастерскими, а с конца 1920-х годов здесь размещались производственные предприятия – обувная фабрика «Москож» и завод Наркомата боеприпасов СССР.

С 1950-х годов здесь находился Московский электромеханический завод (МЭМЗ № 1), известный выпускавшимися магнитофонами-проигрывателями марки «Яуза». Исторические корпуса были увеличены многочисленными пристройками, внутри произведена перепланировка, построены новые здания. В помещениях храма был размещён термогальванический цех, со стороны алтаря в храм была встроена котельная. В здании детского приюта разместился интернат для детей, и строение изолировали от остальной территории завода.

В 1999 году Московский электромеханический завод обанкротился и прекратил существование – сейчас его помещения сдаются в аренду. Храм, бывшие здания больничного корпуса и богадельни переданы РПЦ. Здание приюта заброшено.


больничный корпус Сокольнического отделения Городского Работного дома и Дома трудолюбия — памятник архитектуры – построен в 1878 году как корпус сахарного завода | the hospital building of the Sokolniki Workhouse and the Poor-house - an architectural monument - was built in 1878 as a building of a sugar factory

богадельня Сокольнического отделения городского Работного дома и Дома трудолюбия — памятник архитектуры – построен в 1874 году как склад для сахара | the almshouse of the Sokolniki Workhouse and the Poor-house - an architectural monument - built in 1874 as a warehouse for sugar

храм Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках – построен в 1917 году | Church of the Nativity of John the Baptist in Sokolniki - built in 1917














главный корпус Сокольнического отделения Городского Работного дома и Дома трудолюбия — памятник архитектуры – построен в 1804 году, неоднократно перестроен | the main building of the Sokolniki Workhouse and the Poor-house - an architectural monument - built in 1804, repeatedly rebuilt








Приют имени доктора Федора Петровича Гааза для малолетних призреваемых Работного дома и Дома трудолюбия – памятник архитектуры – построен в 1913 году архитектором Александром Мейснером | Shelter after the name of Dr. Fedor Petrovich Gaaz for the minors of the Workhouse and the Poor-house - an architectural monument - was built in 1913 by the architect Alexander Meisner




корпус мастерских и спален Сокольнического отделения Городского Работного дома и Дома трудолюбия — памятник архитектуры – построен в 1871 году как склад для сахара – перестроен в 2007 году под административное здание | the workshop and bedroom building of the Sokolniki Workhouse and the Poor-house - an architectural monument - built in 1871 as a warehouse for sugar - rebuilt in 2007 as an administrative building



Recently I found a rather atmospheric place in Sokolniki, in Kolodezny pereulok/lane. It was the former Moscow Electromechanical Plant, on the territory of which you can see the buildings of the Sokolniki Workhouse and Poor-house. Before the revolution of 1917, there was a kind of a correctional shelter. Now it is a beautiful in its absurdity space of the patriarchal courtyard: the ruins of factory floors, brick buildings of the 19th century, a field kitchen, pink plastic sakura trees and chicken-eggs, some paintings hang – well, what else can I add? There are Constructivist quarters next to those all, the buildings of the 1900s of the former “Coronation Refuge” - the Korolenko Hospital, and forest-ponds-Yauza. In general, if you happen to get close to this place, have a look at something not quite ordinary.

A brief history of the place is as follows.

At the beginning of the 19th century, this land, which situated at that time on the embankment of the Yauza River (its channel was moved eastward in 1911), belonged to the merchant Chorokov, who built there a cotton-printing factory. In 1862, the Borisovskiys merchants acquired the land and built a sugar factory.

In 1897, the territory with all the buildings was bought by the Moscow City Government and it housed the Sokolniki departments of the City Workhouse. The workhouse, which existed at the expense of the Moscow authorities and private donations, was a kind of shelter for the poor, drunkards and beggars brought by the police. They worked in workshops there: carpentry, blacksmithing, locksmithing, bookbinding, and also were engaged in unskilled labor, such as gluing boxes and envelopes, weaving baskets, sewing buttons.

In 1903, the workhouse was divided into two institutions - the workhouse itself, which was for those delivered by the police, and the poor-house for those who came voluntarily; in the houses there were departments: women’s, men’s, for the elderly beggars, for children and teenagers.

In 1913, thanks to the money of one of the philanthropists, the Moscow Government organized there on the basis of the departments for children and adolescent an orphanage, which became known as the “Shelter after the name of Dr. Fedor Petrovich Gaaz for the minors of the Workhouse and the Poor-house”. The land between Oleny Val and the Yauza river was allocated for the construction of a new Art Nouveau shelter building.

In 1915, the Church of St. John the Baptist was laid.

In the Soviet period, the City Workhouse and the Poor-house were transformed into a House of Labor Aid, called the Ermakov workshops, and since the late 1920s, production facilities were located here - the Moskozh factory and the USSR Commissariat of Ammunition factory.

Since the 1950s, the Moscow Electromechanical Plant (MEMZ No. 1), known for its ‘Yauza’ brand tape recorders, has been located here. The historical buildings were enlarged by numerous extensions, redevelopment was carried out inside the existing buldings, new buildings were built. A thermogalvanic workshop was located on the premises of the church, and a boiler room was built into the church from the altar side. The building of the orphanage housed a boarding school for children, and the structure was isolated from the rest of the plant.

In 1999, the Moscow Electromechanical Plant went bankrupt and ceased to exist. These days its premises are leased. The church, the former buildings of the hospital and the almshouse were transferred to the ROC. The shelter building is abandoned.

Address: Kolodezny pereulok, 2A

Адрес: Колодезный переулок, 2А