2015: Останкинский дворец


Ostankino Palace



Усадьба Останкино – уникальный памятник русской архитектуры XVII-XVIII веков, бывшая загородная резиденция графов Шереметьевых. 

Уникальность и ценность Останкинских интерьеров – в их подлинности. Это единственный в России сохранившийся театр XVIII века – он построен в 1792-1798 годах из сибирской сосны с наружной штукатуркой и декоративной отделкой в стиле русского классицизма. В оформлении интерьеров использованы ткани, позолота и резьба по дереву, роспись по бумаге. Почти все помещения – сцена, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения сохранили свой первоначальный облик. Но во дворце нет современного отопления, и из-за отсутствия должного ухода за хрупкими материалами здание постепенно приходит в упадок.

Неотъемлемой частью усадьбы является Увеселительный сад, отразивший планировочные особенности паркостроения рубежа XVIII-XIX веков и совместивший на небольшой территории различные элементы регулярного и пейзажного парков. Так же в комплекс усадьбы входит церковь Живоначальной Троицы, построенная в 1678-1692 годах. Фасады здания декорированы многоцветными изразцами с изображением цветов, фантастических птиц и животных, белокаменной резьбой, фигурной кирпичной кладкой, а в центральной части церкви находится иконостас с иконами XVII-XVIII веков.





Краткая история усадьбы:

В 1790 году граф Николай Шереметев принимает решение о строительстве нового театрального здания в подмосковном Останкино. 

Проект, по которому началось строительство принадлежал архитектору Франческо Кампорези. Усадьба имела П-образное в плане решение: одноэтажные проходные галереи соединили театр с симметрично стоящими по сторонам от него Итальянским и Египетским павильоном, перпендикулярно к ним стояли жилые хоромы, имевшие выход к церкви, и актерский флигель. По мысли графа, театр должен был быть трансформирующимся, театральный зал должен был превращаться в «воксал» – зал для балов – для этого над партером настилались щиты разборного пола, и обе части театра – зрительный зал и сцена – объединялись в единое пространство. Строить здание было решено из сосны, как наиболее приспособленного материала для театрального помещения с точки зрения его акустических свойств.

В дальнейшем к проектированию усадьбы привлекались известнейшие петербургские архитекторы – Иван Старов, Винченцо Бренна, Джакомо Кваренги, а также крепостные архитекторы графа – Алексей Миронов, Григорий Дикушин и Павел Аргунов.

22 июля 1795 года состоялось праздничное открытие дворца – оно было отмечено премьерой лирической музыкальной драмы «Зельмира и Смелон, или взятие Измаила». Но уже с весны 1796 года в Останкино начинается новый этап строительства – тогда была построена анфилада парадных залов, перестроено нижнее фойе и графская ложа.

В 1797 году граф Шереметев переезжает в Петербург. Театр приходит в упадок и труппа частично распускается.

1 октября 1801 года в Останкино дается торжественный ужин и фейерверк в честь императора Александра I – по воспоминаниям современников это был самый пышный прием, данный царской фамилии в Москве.

1 января 1809 года граф Николай Шереметев умирает.

В 1856 году, перед коронацией Александра II, в Останкино устраивается временная резиденция нового императора, который вместе с семьей живет здесь неделю, готовясь к церемонии. Часть интерьеров подвергается радикальным перестройкам, изменяется и сам театр, превратившийся в зимний сад. И именно с того времени «большой дом» усадьбы Останкино именуется Дворцом.

После реформы 1861 года усадебные земли передаются в аренду под строительство дач, а дворец в последней четверти XIX века открывается для осмотра. В 1918 году усадьба Останкино национализируется и становится государственным музеем.

В феврале 2013 года Останкинский дворец закрывается на бессрочную «реконструкцию».


































































The Ostankino estate is a unique monument of Russian architecture of the 17th-18th centuries, the former suburban residence of the Counts Sheremetevs.

The uniqueness and value of the Ostankino interiors is in their authenticity. This is the only survived theatre of the 18th century in Russia – it was built in 1792-1798 of Siberian pine, decorated with exterior stucco and trim in the style of Russian classicism. For the interior decoration fabrics, gilding and wood carving, painting on paper were used. Almost all the premises, including the stage, the auditorium, the make-up rooms and a part of the engines of the machinery room retained their original appearance. But there is no modern heating in the palace, and due to the lack of proper care for fragile materials, the building has been gradually falling into decline.

An integral part of the estate is the Amusement Garden, which reflected the planning features of park constructions of the 18th-19th centuries and combined in a small area various elements of regular and landscape parks. The estate complex also includes the Church of the Life-Giving Trinity, built in 1678-1692. The facades of the building are decorated with multicoloured tiles depicting flowers, fantastic birds and animals, with white stone carvings, brickwork, and there is an iconostasis keeping icons of the 17th-18th centuries in the central part of the church.

A brief history of the estate:

In 1790, Count Nikolai Sheremetev decided to build a new theatre in Ostankino, Moscow Region.

The project which the construction began with belonged to the architect Francesco Camporesi. The estate had a U-shaped solution: one-story passage galleries connected the theatre with the Italian and Egyptian pavilions which symmetrically took place on either side of it. Residential mansions that had access to the church, and an actor's outbuilding stood perpendicular to them. According to the count, the theatre was supposed to be transforming. The theatre was supposed to turn into a “Vauxhall” – a hall for balls – for this purpose a separable floor was installed over the stall, and both parts of the theatre — the auditorium and the stage — were combined into a single space. It was decided to use pine for building, as the best material for acoustic purposes.

Later, the famous Petersburg architects – Ivan Starov, Vincenzo Brenna, Giacomo Quarenghi, as well as the serf architects – Alexei Mironov, Grigory Dikushin and Pavel Argunov were involved in the design of the estate.

The festive opening of the palace took place on July 22, 1795 – it was marked by the premiere of the lyric musical drama “Zelmira and Smelon, or the Capture of Izmail”. But already in the spring of 1796, a new stage of construction began in Ostankino – an enfilade of ceremonial halls was built, the lower foyer and the count's box were rebuilt.

In 1797, Count Sheremetev moved to Saint Petersburg. The theatre was in decline and the troupe was partially dissolved.

On October 1, 1801, a gala dinner and fireworks were held in Ostankino in honour of Emperor Alexander I – according to the memoirs of contemporaries, that was the most magnificent reception given to the royal family in Moscow.

January 1, 1809 Count Nikolai Sheremetev dies.

In 1856, before the coronation of Alexander II, a temporary residence of the new emperor was arranged in Ostankino. He lived with his family for a week there, preparing for the ceremony. Part of the interiors was undergoing radical restructuring, the theatre itself was changed, it was turned into a winter garden. And from that time on, the “big house” of the Ostankino estate was called the Palace.

After the reform of 1861, manor lands were leased for the construction of cottages, and the palace was opened for visitors in the last quarter of the 19th century. In 1918, the Ostankino estate was nationalised and became a state museum.

In February 2013, the Ostankino Palace was closed for a dateless “reconstruction”.


























Address: 1st Ostankinskaya ulitsa, 5

Адрес: 1-я Останкинская улица, 5